Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гоццоли беноццо

Энциклопедический словарь

Го́ццоли Беноццо (Gozzoli) (1420-1497), итальянский живописец Раннего Возрождения. Поэтически сказочная, светская трактовка религиозных сюжетов, декоративная красочность сочетаются с условным «ковровым» построением пространства (фреска «Шествие волхвов», дворец Медичи - Риккарди во Флоренции, 1459).

* * *

ГОЦЦОЛИ Беноццо - ГО́ЦЦОЛИ (Gozzoli; наст. фам. ди Лезе) Беноццо (ок. 1420-1422, Флоренция - 4 ноября 1497, Пистойя), итальянский художник, один из видных живописцев кватроченто (см. КВАТРОЧЕНТО).

Происхождение имени «Гоццоли» неясно (впервые его употребляет Дж. Вазари (см. ВАЗАРИ Джорджо) во 2-м издании своих знаменитых «Жизнеописаний художников», 1568). Учился, скорее всего, в мастерской фра Анджелико (см. АНДЖЕЛИКО) (1440-е), поскольку рука Гоццоли прослеживается (на основании стилистических аналогий) в некоторых фресках флорентийского монастыря Сан-Марко, где Анджелико тогда работал. Вместе с Л. Гиберти (см. ГИБЕРТИ Лоренцо) участвовал (с 1445) в украшении восточных дверей баптистерия флорентийского собора. Работал также в других городах Средней Италии (Рим, Орвьето, Монтефалько, Витербо, Сан-Джиминьяно, Пиза, Пистойя).

Писал алтарные образы («Богоматерь с младенцем на троне со святыми и ангелами», 1461), но известен прежде всего как мастер настенных росписей. Его произведения выглядят не столь новаторскими как работы Уччелло (см. УЧЧЕЛЛО Паоло) или Мазаччо (см. МАЗАЧЧО), но свидетельствуют о замечательном таланте рассказчика, умеющего тонко увязать нить повествования с общей иконографической программой и структурой интерьера. Главный шедевр Гоццоли - фрески в капелле палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1459-61): это единая, занимающая целых три стены сцена Путешествия волхвов, - что же касается цели их пути (т. е. Богоматери, поклоняющейся младенцу Христу), то она представлена на четвертой стене в алтарном образе (и сам этот образ и обрамляющая его фреска с ангелами написаны тем же мастером). Яркий и звучный колорит с золотыми вкраплениями превращает путешествие кудесников с Востока в праздничную процессию, не лишенную, благодаря искусно скомпонованному пейзажу, элемента авантюрности: многолюдная процессия (куда Гоццоли по обычаю того времени включил портреты современников, членов семейства Медичи), то скрывается в скалистом ущелье, то вновь выезжает в цветущую долину.

Особо примечателен также полный живых деталей цикл росписей «Житие блаженного Августина» в хоре церкви Сан-Агостино в Сан-Джиминьяно (1463-65). Вплоть до 1484 Гоццоли много работал в пизанском Кампосанто (крытое кладбище), но эти фрески сохранились лишь фрагментарно.

Энциклопедия Кольера

ГОЦЦОЛИ Беноццо (Gozzoli, Benozzo)

(1420-1497), флорентийский художник эпохи Возрождения. Его настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro); фамилия Гоццоли впервые появилась во втором издании Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих Вазари. Родился во Флоренции. С 1444 в течение трех лет помогал скульптору Лоренцо Гиберти при создании рельефов восточных (т.н. Райских) дверей Флорентийского баптистерия. В 1447 работал вместе с Фра Анджелико над фресками капеллы папы Николая V в Ватикане и капеллы Сан Брицио в соборе Орвьето. Работа с Фра Анджелико оказала большое влияние на все искусство Беноццо, которое даже в последние годы жизни мастера оставалось в русле готического стиля, несмотря на то, что в флорентийской живописи этого времени уже преобладали ренессансные тенденции. Гоццоли известен прежде всего как мастер фрески. Наиболее известные из выполненных им циклов - росписи, посвященные жизни св. Франциска (Монтефалько, 1450-1452), Шествие волхвов (Флоренция, палаццо Медичи-Риккарди, 1459), сцены из жизни св. Августина (Сан Джиминьяно, 1463-1465) и изображения на Ветхозаветные сюжеты (Кампосанто, Пиза, 1467-1485). Помимо работы по заказам Медичи, деятельность Гоццоли протекала главным образом за пределами Флоренции. Его перегруженные деталями и фигурами композиции, исполненные в манере, сильно напоминающей произведения мастеров треченто, не могли конкурировать с полными ясности и внутренней энергии творениями ведущих флорентийских живописцев его времени. После 1467 он жил в Пизе. Умер Гоццоли в Пистойе 4 октября 1497.

ЛИТЕРАТУРА

Ачидини Лукинат К. Беноццо Гоццоли. М., 1996

Полезные сервисы